Учебный центр

ШКОЛА МУЗМЕЙКЕРОВ

Phone:
+7(925) 505 2167

Основан в 2001г.

05 АВГУСТА


Стартует ОНЛАЙН курс: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА
ЧТО ВЫ УЗНАЕТЕ: ✓ Построение пространства ✓ Динамическая обработка звука ✓ Эквализация инструментов на сведении ✓ Мастеринг

Записаться на курс!

SingerYPaulina Steel,

sound designer.

Итак, после того как сделана эквализация вокала, можно приступить к его динамической обработке. Поскольку наши статьи рассчитаны на широкого читателя, хочется начать эту главу с небольшого разбора явления динамики. Интересно, что когда людям, только начинающим свой музыкальный путь, мы задавали вопрос, что же такое динамика в музыке в их понимании, то каждый из них отвечал по-разному, имея в виду что-то свое, зачастую субъективное. Среди ответов часто встречались: скорость, напряжение, движение, драматизм и т.п. На самом же деле, динамика напрямую не имеет отношения к этим понятиям. Динамика связана с громкостями, а именно: с их разницей в ходе композиции. По сути в академической музыке динамика обозначается f и p (форте и пиано и их градациями). 

Что касается динамической обработки вокала, здесь речь пойдет о работе со значительно меньшими величинами, нежели те, что обозначаются в классической музыке, отчего имеющий дело с этой обработкой должен проявить незаурядную скрупулёзность.  Итак, как уже было сказано выше, речь пойдет о громкостях, исходя из этого показательно, что основной параметр приборов динамической обработки выражен в следующих единицах - Дб. Rock Singer Какими же приборами можно воспользоваться для динамической обработки акапеллы?

- gate

- de-Esser

- compressor

Разберем, что в отношении вокала может дать нам каждый из них.

Gate ограничивает сигнал в зависимости от уровня входного сигнала. В нем есть некая пороговая величина (threshold), которую звукорежиссер выставляет сам и которая выражена в Дб. Все, что тише этой величины не будет пропускаться гейтом, проще говоря - обрежется. 

На вокале гейт используется не слишком часто, больше в случаях, связанных с реставрацией. Работа его достаточно грубая, сильно заметна на таком нежном инструменте как вокал, поэтому рекомендуем включать в цепь гейт лишь в крайних случаях и с особой осторожностью. 

Для чего же он нам может пригодиться? В случае если вокал записан в не очень профессиональных условиях и мы отчетливо слышим между словами фоновые и посторонние шумы и в случае, если вокалист имеет дурные привычки чавкать, причмокивать и громко дышать между словами. В гейте можно выставить порог таким образом, что все звуки более тихие, чем основной сигнал, не будут пропускаться. В нашем случае основной сигнал - это вокал, он самый громкий, все остальное-значительно тише, хотя, разумеется, тут все зависит от исполнителя. Стоит обратить внимание, что гейт может обрезать слишком грубо, в таком случае следует попробовать изменить в сторону увеличения показатель release (время восстановления сигнала). Также обязательно нужно послушать обработанную гейтом акапеллу от начала до конца и без музыки. Следует иметь в виду, что человек по своей природе начинает и заканчивает слова тише, чем произносит их по середине, то же с началом и концом фраз, а значит гейт при неаккуратно выставленном пороге может срезать у вокалиста все окончания слов. В случае с громким дыханием человека использование гейта может оставлять за собой нежелательные рудименты. 

de-esserDe-Esser. Из названия ясно, что прибор этот работает на устранение излишков в шипящих и свистящих звуках. По сути это полосовой компрессор, работающий начиная от частоты 2k. У каждого человека своя диктиция и особенности речевого аппарата, которые могут быть наиболее заметны в сфере произношения шипящих. Плюс существует множество 'верхастых' микрофонов, которые особенно чувствительны в той же сфере. Все это в купе может давать удручающие последствия в сфере звуков 'с','ш','щ','ч'. Порой сначала этих последствий может быть не слышно, но после использования эквалайзера и компрессора, они становятся очень явными. 

Чаще всего в цифровых ди-эссерах есть пресеты типа Male vocal или Female vocal. В большинстве случаев они нуждаются в корректировке частоты, на которой он работает, порога срабатывания и ширины полосы. Также следует помнить о неповторимости дикции каждого человека, поэтому настройки ди-эссера в каждом случае индивидуальны. 

Зачастую де-эссер как средство сглаживания шипящих вообще не используется, особенно в современной западной музыке. Такой подход также имеет право на жизнь и зависит от вкуса и слуха звукорежиссера. 

Де-эссер может также использоваться для смягчения тембра голоса в диапазоне частот от 2k до 4k. У людей, обладающих резким тембром или не слишком профессиональных вокалистов при громком пении и речи зачастую заметен явный подъем в этом диапазоне так называемой второй форманты. В случае, если звукорежиссер решит сгладить его с помощью эквалайзера, это повлияет на весь сигнал, даже в тех местах, где это не нужно. В то время как ди-эссер позволяет смягчить именно те участки акапеллы, которые в этом нуждаются, за счет правильного подбора уровня порога. 

Неумелой работой с этим прибором можно случайно сделать вокалиста шипилявым или чересчур глухим. Поэтому следует  кропотливо подбирать глубину порога, а также аккуратно относиться к степени сжатия. 

В цепи гейт и ди-эссер ставятся, как правило, в разрыв до эквалайзера и компрессора соответственно. 

Compressor. Обычно ставится в разрыве цепи после эквалайзера, но существует множество точек зрения по этому поводу, и полемику в этом вопросе можно считать незавершенной. lite compression

Компрессор, как средство сжатия динамического диапазона как бы усредняет громкость акапеллы, приводя ее приблизительно к одному уровню. Этот уровень и есть порог (threshold) компрессора, который должен верно подобрать звукорежиссер. Если пороговая величина слишком высока, то вокал вообще не будет скомпрессирован, а если она слишком глубока, то будет наоборот пережиматься, что повлечет за собой эффекты перегруза на сигнале. 

Если в композиции разные части спеты или прочитаны достаточно отличающимися уровнями и это входит в общую музыкальную концепцию песни, то следует разделить все более тихие и более громкие части по отдельным дорожкам и обрабатывать их соответственно различными компрессорами со своими уровнями порога, а возможно, вообще с различными настройками.hard compression

Есть несколько наиболее распространенных подходов к компрессии вокала:

-  'естественная' компрессия 

- сильная и заметная компрессия

При естественной компрессии вокальная партия сохраняет свой характер. Работа компрессора в этом случае практически незаметна и служит своей прямой цели - сглаживанию пиков. Если стоит задача оставить вокалиста как можно более 'живым' и воздушным, то в компрессоре используется очень быстрая атака и очень быстрый релиз, при этом пороговая величина очень высока. В случае если эта величина будет чрезмерно занижена, то голос будет больше ужиматься, в голосе возникнет носовой призвук.

Сильная и заметная компрессия служит для изменения характера партии. Например, если вокал или речь вялые, неубедительные, с помощью средней атаки, довольно глубокого порога и степени сжатия компрессора можно сделать их более акцентированными и экспрессивными. Если сделать значения атаки, релиза прибора слишком большими, а порог достаточно занизить , то можно случайно сместить ударения в словах. 

Бывает и такое, что на одной вокальной дорожке используется два компрессора: первый - для выделения акцентов, второй - для общего выравнивания партии или наоборот (последовательная компрессия). 

Возможные манипуляции с приборами динамической обработки имеют широкое поле для творчества звукорежиссера. Работа динамических приборов, а особенно компрессора очень тонка и неопытному человеку может быть неслышна. В связи с этим главным в подходе к компрессии также как и в других видах обработки является главная заповедь звукорежиссера - не навредить.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....

Комментарии   

+2 #1 Александр 13.08.2014 15:57
Без компрессии в современной музыке не обойтись. При использовании компрессора есть смысл ориентироваться на стилистику.
Цитировать

НАШИ ПРОГРАММЫ

ОСНОВЫ- базовый курс для новичков

НАВЫКИ- Вы уже работаете с программой, но плохо понимаете компрессию и эквализацию? Это для Вас.

ПРОФЕССИЯ- курс для тех кто хочет связать свою жизнь с работой в студии.

  • Основы теории музыки

    19 часов/индивидуально



    Данный учебный курс дает базовые знания по элементарной теории музыки и включает в себя теоретические и практические занятия. После прохождения курса Вы будете ориентироваться в нотной грамоте, ладах, мелодии, гармонии, что поможет в формировании навыков написания собственной музыки. 

    Хочу научиться!
  • -БАЗОВЫЙ- Создание электронной музыки на компьютере

    19 часов/группа 3 чел.


    В нашем центре мы обучаем работе в пяти профессиональных редакторах для создания электронной музыки, признанных во всем мире. Это FL Studio, CubaseLogic ProPro Tools,  и Ableton. Одной из главных задач курса является получение практических навыков создания электронной музыки с помощью виртуальных инструментов (синтезаторов, семплеров и драм-машин).

    Учебный план 

     

    Хочу научиться!
  • -НАВЫКИ- Сведение и Мастеринг в домашних условиях

    Группа до 3х чел.

    19 часов

     С первого шага Вы погружаетесь в атмосферу электронной эстетики звука. Задача курса - получение практических навыков по Сведению и Мастерингу в домашних условиях.

    1.Спектральный баланс, частотные конфликты. Техника одного монитора. Работа с мультитреком. Компрессия: Последовательная и Параллельная компрессия. Сайдчейн. 
    2. Пространственная обработка. Инсерты и сенды.  Reverb: виды реверберации. Delay: виды дилеев.  Построение планов. 
    3. Монтаж и тьюн вокала.  Сведение голоса на минус.
    4. Сведение мультитрека с использованием всех видов обработки.

    Хочу научиться!
  • ПРОФЕССИЯ- Саунд дизайн и саунд продакшн

    Группа до 3х чел.

    Курс профессиональной подготовки по специальности САУНД ДИЗАЙН. После окончания курса область реализации – музыкальное и кино/видео производство в профессиональных студиях. Курс состоит из IV ступеней.
    I ступень (19 часов) – Сведение и Мастеринг в домашних условиях.
    II ступень ( 64 часа ) – Инструментарий САУНД ДИЗАЙНЕРА:
    - экализация и динамическая обработка звука;
    - построение виртуального пространства;
    - запись инструментов, микрофонная техника.
    III ступень (54 часа) – САУНД ПРОДАКШН. Техника Сведения и Мастеринга. Концепция.
    IV ступень ( 64 часа) – Сведение и Мастеринг в различных стилистических направлениях. 

    Учебный план  

    Хочу научиться!

Наши преподаватели

Александр Цыплухин

Генеральный продюсер



В 2001 году у меня возникла необходимость в подготовке кадров для компании "Creme recorrds" в которой я работал в то время. Так я начал преподавать звукорежиссуру. Чем больше я преподавал, тем лучше я понимал задачи саунд продюсера и их решения, и тем лучше становились мои работы. Действительно, если хочешь понять суть вопроса, попробуй обьяснить это другим. Это в любой области так. Обучая других, ты обучаешься сам. Постепенно оттачивались авторские методики, появились специально разработанные тренинги и вся система обучения выстроилась в стройную структуру.

 На сегодняшний день у нас есть точное понимание и умение того, как, при должной мотивации, за год подготовить классного специалиста с нуля. Естественно основная нагрузка ложится на Вас, без Вашего кропотливого труда мы ничего не сделаем. Потому что как вокалисту нужно поставить голос, так звукорежиссеру нужно поставить уши.

Приходите, лучше чем у нас, звукорежиссуре вас никто не научит.

Дмитрий Кейль

Звукорежиссер и музыкант, Сертифицированный тренер.



Выпускник Школы Музмейкеров 2020г

В 2006 г. окончил КОМУ им. С.И. Танеева по классу фортепиано. Студийный и концертный звукорежиссер. В звукорежиссуре  с 2010г.

Михаил Шачкин

Звукорежиссер и музыкант. Саунд дизайнер. Сертифицированный тренер.



Выпускник Школы Музмейкеров 2021г. Четвертый уровень. Ведущий звукорежиссер студии Фомин Продакшн. 

Запись и продюсировании: Ми Аморъ, Променад, Хаги-Траггер, Фомин Продакшен, The Sour Sight.

  

В 2001 году у меня возникла необходимость в подготовке кадров для компании "Creme recorrds" в которой я работал в то время. Так я начал преподавать звукорежиссуру. Чем больше я преподавал, тем лучше я понимал задачи саунд продюсера и их решения, и тем лучше становились мои работы. Действительно, если хочешь понять суть вопроса, попробуй обьяснить это другим. Это в любой области так. Обучая других, ты обучаешься сам. Постепенно оттачивались авторские методики, появились специально разработанные тренинги и вся система обучения выстроилась в стройную структуру.

 На сегодняшний день у нас есть точное понимание и умение того, как, при должной мотивации, за год подготовить классного специалиста с нуля. Естественно основная нагрузка ложится на Вас, без Вашего кропотливого труда мы ничего не сделаем. Потому что как вокалисту нужно поставить голос, так звукорежиссеру нужно поставить уши.

Приходите, лучше чем у нас, звукорежиссуре вас никто не научит.

Выпускник Школы Музмейкеров 2020г

В 2006 г. окончил КОМУ им. С.И. Танеева по классу фортепиано. Студийный и концертный звукорежиссер. В звукорежиссуре  с 2010г.

Выпускник Школы Музмейкеров 2021г. Четвертый уровень. Ведущий звукорежиссер студии Фомин Продакшн. 

Запись и продюсировании: Ми Аморъ, Променад, Хаги-Траггер, Фомин Продакшен, The Sour Sight.

  

Отзывы

Анатолий Вейценфелд

Создатель журнала «Звукорежиссер», главный редактор портала AllProSound.ru

Cо школой я познакомился в начале 2000-х, когда они базировались в Российской Академии театрального искусства.

Обычные студии занимались тем, чем занимаются и сегодня – записывали музыку. А эти ребята еще и занимались техническим просвещением молодежи, приобщением ее к знаниям о звуке, к навыкам звукорежиссерской работы, к умению создавать современную музыку современными средствами. В то время курсы были краткосрочными, и там давались базовые знания по теории звука, а также навыки работы на цифровых звуковых станциях, но главным было развитие творческого начала, умения применять полученные знания и навыки в работе над своей композицией, над своей музыкой. В распоряжении учащихся предоставлялось профессиональное студийное оборудование, не всегда доступное студентам ВУЗОВ. Многие ученики в дальнейшем стали профессиональными звукорежиссерами, продюсерами, аранжировщиками, и сохраняют связь со школой на протяжении многих лет.

Леонид Гуткин

Автор, продюсер, музыкант, гр. Автограф, Евровидение 2013 Евровидение 2015.

Школа формировалась на моих глазах в далеком 2001г. Тогда это были просто курсы подготовки персонала для компании "Крем рекордз". Спустя несколько лет

у меня возникла проблема: в моей работе мне постоянно требуются инженеры-звукорежиссеры с опытом работы в студии. Обучать у меня времени нет, а найти грамотного специалиста не просто. Вспомнил о школе. Позвонил.Мне порекомендовали несколько человек. Все уже подготовленные. Теперь у меня нет проблемы если мне нужен хороший специалист. Спасибо.

Роман Стикс

Саунд продюсер, владелец студии 2001г

Я бы хотел написать не напрямую про Школу Музмейкеров, а про её основателя - Александра Цыплухина. Было время, когда я только начинал изучать аранжировку и работу со звуком

Я старался искать любую информацию на эту тему - книги, школы и др. Дома у меня уже была оборудована небольшая бюджетная студийка на базе ПК. Я уже что-то записывал, сводил, пытался на практике добиться профессионального звука. Для того чтобы поднять свой уровень и заодно записать несколько своих песен, я, как клиент, обратился в студию Крем-Рекордс. Было несколько песен, аранжировки к которым я сделал дома, а за сведением обратился к Александру. Я, разумеется, захотел присутствовать при сведении трека. Хотел понаблюдать за работой профессионала, поспрашивать что-то по ходу ) Это было очень интересно, но мало помогло мне в том, чтобы научиться сводить самостоятельно ) Поэтому я осуществил "шпионский" ход ))) Я попросил Александра свести мой трек в моей студии. Мой "шпионский" замысел был в том, чтобы проанализировать проект после сведения. К моему удивлению, микс получился примерно таким же по качеству, как и те миксы, которые он сводил на Крем-Рекордс. Это дало мне полную уверенность в том, что главное не оборудование, а человек. Позже уже было много всего другого, что позволило мне сильно продвинуться на этом пути, но определенно, Александр был одним из тех, кто оказал на меня влияние в тот период времени.

Виктория Василевич

Композитор, саунд продюсер Orlando, USA 2018г

До знакомства с ПроСаунд на моем счету уже было записано два альбома. Я работала, как поэт, композитор

и исполнитель, выступала в Украине и Северной Америке с концертами, поэтому технический контроль над своим продуктом был критично важен для меня. Звукорежиссура завораживала меня, и я решила что помимо творческой стороны мне интересен и технический аспект создания музыки. Материал доступно и понятно доносился в теории и на практике, самое нужное, самое основное, без воды. Главное, что можно было своими руками пробовать все в реальном времени, учиться на дорогостоящей аппаратуре, которая используется в музыкальной индустрии на студиях по всему миру! Студент моментально оказывается в реальном рабочем процессе! По окончанию школы я поступила в американский университет Full Sail University, но к конспектам и знаниям полученным на ПроСаунд я обращалась в течении всего обучения в американском вузе! Помню, свожу студенческий материал в Америке листая тетрадь ПроСаунд, обращаясь к конспектам «какую частоту выделить в каком инструменте и тд», а так же можно было и поумничать на американской лекции на основе знаний полученных ранее . Я получила колоссальную базу, знания, которые можно закреплять и дополнять! Хочу добавить что в 2012, 2013 и 2015 г. несколько моих песен были размещены в голливудских фильмах, таких как «Chernobyl Diaries» (в российском покате – «Запретная Зона»), а так же в фильме «Arthur Neumann the Golf Gro», с именитыми актерами Эмили Блант и Колин Ферст, а так же в известном американском сериале The Blacklist на престижном телеканале HBC. Поиск Vika Vasilevich – "Magic", и "Want you" www.vika.mobi

Никита Усов

Звукорежиссер, владелец студии GTR Studio 2012г.

Атмосфера. Именно так я бы описал одним словом то, что больше всего мне запомнилось в Школе Музмейкеров.

Это не передать словами, когда ты случайным образом узнаешь, что самые твои любимые пластинки и композиции были записаны именно в этих стенах и именно теми людьми, которые передают тебе свои знания. Постепенно, ты начинаешь применять эти навыки на практике, что не только позволяется на студии музмейкеров, но и требуется для окончания курса. Как раз на одном из таких заданий я и узнал на личном опыте, что один и тот же трэк можно смиксовать абсолютно по-разному. Это и есть то, что мы называем «режиссурой» в слове «звукорежиссер». Нас в группе было 4 человека и мы получили 4 абсолютно разных трэка по настроению. К сожалению для меня в тот момент, уже существовали оценочные критерии сведения трэка, по которым я не набрал высоких балов. НО! Огромное «но» в пользу моего микса была именно креативная составляющая, которая растопила сердца слушателей. После технического разбора полетов, Александр Цыплухин рассказал аудитории, что есть масса примеров того, когда трэк сведен абсолютно неправильно и криво по всем показателям, если разложить композицию на те самые критерии. Но на выходе, сумма всех этих ошибок и дает то, что мы называем «креативом». Уверен, что моя работа, скорее всего, была случайностью. Ведь для того, чтобы делать «креативные ошибки» - нужно обладать тем самым набором знаний, чтобы сделать из ошибки - творческую композицию!

Анри Гумба

Продюсер, звукорежиссер, г.Сухум, 2009 г.

Я окончил школу Музмейкеров 2009 году, и за эти 6 лет в моей жизни произошло многое:

создание собственной студии, продюсирование множества альбомов, микширование звука для кино, продюсирование крупных музыкальных проектов, и авторство более 70 композиций. Конечно, можно ссылаться на талант, трудолюбие и любовь к своему делу, и это безусловно важно, но без знаний не обойтись. Мне очень хорошо запомнилось то, что до обучения в школе муз-мейкеров все мои действия были топтанием на одном месте… Вроде бы интуитивно понимал что и как делать со звуком, но это еле дотягивало до уровня демо записи. И только после окончания школы я смог осознанно подходит к работе со звуком. Сейчас уже появились различные методы работы и уже есть собственный наработанный опыт, но фундаментальных знаний о частотной, динамической или пространственной обработке никто не отменял. Именно эти знания помогают мне находить выход в совершенно разных ситуациях во время моей работы, за что хочу сказать огромное спасибо Александру Цыплухину и его команде!

Денис Хахалкин

Звукорежиссер, 2012г

Мой путь начался до поступления в школу музмейкеров, но только там мне удалось систематизировать и структурировать свои знания по звукорежиссуре.

Узнать много нового и самое важное начать делать миксы на новом, современном уровне. Преподаватели школы очень внимательны и приветливы. По окончании обучения на курсах выпускники получают необходимый набор знаний для вхождения в профессию, умение слушать и решать задачи с которыми можно встретиться в работе звукорежиссера а также сертификат Steinberg music production.

Денис Фролов

Звукорежиссер, 2017г.

После того, как я окончил курсы звукорежиссуры в 2017 году, мне тут же предложили работу в студии и я до сих пор в профессии.

Работаю и с музыкой и с кино. Важно, что на этих курсах и в студии, я встретил людей, которые в последствий стали мне друзьями - это бесценно и это самое главное!

Дмитрий Дерябин

Звукорежиссер, владелец студии, Ижевск 2008г.

В 2008 г. прошел по звукорежиссуре в студии Pro-Sound. Познакомился с дружным коллективом профессионалов своего дела.

Особенно важным считаю знакомство с Александром Цыплухиным, так как он настоящий мастер сведения да и не только! Алесандр, доступным и понятным начинающему музыканту языком, излагает учебный материал! На реальных примерах показывает как получить желаемый результат. Так как студия действительно соответсвует европейскому уровню, ученики имеют возможность обучаться на аппаратуре высокого класса, "покрутить" ручки аналогых приборов, записать живой коллектив и свести трек и сделать мастеринг. (что могут позволить себе не многие начинающие музыканты в домашних условиях). Знания полученные в студии Pro-Sound, стали для меня ощутимой движущей силой, которая помогла мне идти дальше и развиваться как звукорежиссеру! Благодарю!

Остались вопросы?

 

Мы ответим на все вопросы, а также поможем подобрать наиболее оптимальный курс.

Контакты

 

Адрес:

Москва,ул. Сущевский вал д. 9
(ст. м. Савеловская)
Бизнес Центр "КАСКАД МЕБЕЛЬ"

Из метро по переходу направо и еще раз направо. Далее по Сущевскому валу налево, второе здание от эстакады. Дальний подьезд, 9 этаж и два пролета вверх на крышу, и Вы в студии.

+7(925)505-2167

E-mail:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

contacts-map