Александр В. Цыплухин,

звукорежиссер.

Концепция сведения.

Прежде, чем приступить к сведению, Вам необходимо провести анализ материала, который Вы будете сводить. Для этого необходимо ответить самому себе на пять вопросов.equipment

Вопрос первый: Кто?

Кто исполнитель (вокалист, солист-инструменталист…)? То есть, Вы должны уяснить для себя социальный статус исполнителя, среду, из которой он вышел и которую представляет. Это красавец-мачо или уличный хулиган? Возраст? Били ли его в детстве дворовые парни или в школу его возил личный шофер, а он страдал от одиночества? Нужно понимать, что речь идет не конкретном лице, а об имидже, который он создает. Кто автор или авторы трека, какой посыл они заложили в мелодическом и текстовом материале. Кто музыканты и что они привнесли в трек. Вы должны понимать, что до Вас над этим треком работала "куча" народу, авторы, аранжировщики, музыканты, солист или скорей фронт мэн. И каждый из них привнес что-то свое, личное, в этот трек. Даже если Вы в одном лице представляете всех этих людей, вопросы остаются те же.

Вопрос второй: Что?

 

Что все эти люди вложили в трек? Какое эмоциональное состояние (экстаз, восторг, радость, умиление, грусть, раздражение, гнев, ярость…)? Постарайтесь максимально точно описать своими словами настроение и состояние, которые создает трек. Проанализируйте текст. Что это? Образ?( «Мы стояли два Лондона в сентябре...» гр. Космос). Звукопись? («Пираньи ранят, пираты стонут, пироги тонут.» гр. Братья улыбайте). Или, может, интеллектуально смысловой протест?(«Учитель! Оставь нас в покое!.. Еще один кирпич в стене.» гр. Пинк флойд)…. Также важно определить стилистику, в которой написан трек - R'n'B, New Disco, Trash, Progressive House…

Вопрос третий: Кому?

К кому адресован этот трек, для кого это сообщение? К девчонкам, которые должны влюбиться в него, как только он споет первую строчку, к ребятам с нашего двора, к мажорной клубной молодежи или к дояркам? Вы должны точно представлять себе аудиторию, к которой обращен трек. Неплохо, если Вы сориентируетесь, какие радиостанции готовы будут его ратировать. Композиция будет иметь больший успех, если она многозначна, многослойна. К примеру, ты говоришь «уходи», а на самом деле просишь остаться. Ты говоришь «я боюсь», но полон решимости дойти до конца. Поэтому поищите этот второй смысл в треке.

Вопрос четвёртый: Как?

Какими средствами достигнуто это состояние. Чем вся эта команда пользовалась для достижения цели? (текст, мелодика, аранжировка, исполнение…). Найдите самые сильные и самые слабые звенья в этой цепочке. Проанализируйте форму композиции, определите, где находится кульминация и чем она определяется, есть ли она вообще. Если нет, придумайте как ее сделать.

Вопрос пятый: Чем?

Чем я могу улучшить состояние трека? Чем я могу добиться максимальной выразительности? Как недостатки превратить в достоинства? Допустим, у вокалиста есть фразы, звучащие неубедительно. Возможно, какой-то эффект, или другое пространство, специально смоделированное для этой фразы, исправят этот недостаток. Или Вы просто можете поддержать его бэк-вокалом или дабл-треком? Помните, что все ваши действия должны быть подчинены ответам на эти пять вопросов.

В идеале, звукорежиссер сведения всегда работает в паре с продюсером. Продюсер определяет, какие партии из трека убрать, а какие оставить, что сделать мягче, а что наоборот усилить, другими словами продюсер несет ответственность за то, чтобы трек соответствовал поставленной задаче. На практике все совершенно не так. В девяти случаев из десяти у Вас нет продюсера и все решения Вам приходится принимать самостоятельно. У Вас есть авторы, аранжировщик, музыканты. С авторами все более-менее понятно. Вы не имеете права менять авторский текст. А дальше начинается такая история. Аранжировщик старается написать как можно больше из соображений, что убрать гораздо легче, чем добавить. Рассуждает он примерно так: «А дай-ка я вот тут тамбуринчик пропишу, а вот тут скрипочки добавим, чтоб поплотнее было. А пэд какой выбрать? Этот поплотнее будет, а с этим повеселее звучит. Пропишу оба, а там видно будет. Дальше приходят сессионные музыканты. Они прописывают те партии, которые обозначены аранжировщиком, а потом предлагают: «А тут еще можно вот такую партию сыграть, а здесь противосложение к вокалу могу сыграть.» И, в довесок, три варианта соло запишет. Дальше приходит бэк вокалист и история повторяется в полном объеме. Много не мало! Пусть будет. С группами немного другая история. Там аранжировку делают все вместе, группа - дело коллективное. Трэк у них отрепетирован, обкатан по клубам и все, вроде бы, звучит. Но, приходя в студию и, сыграв отрепетированный трек, вдруг кажется, что чего-то не хватает. И появляются новые партии. В студии-то что угодно можно сыграть - это не концерт. Да и хочется, чтоб лучше было! А бывает, что группа аранжирует трэк прямо в студии. С самостоятельным творчеством еще труднее. Когда Вы и автор, и аранжировщик, и исполнитель в одном лице! Идей много и все хорошие! А партию, которую сам придумал, выкинуть тяжелее. Вот и получается, что на сведение к Вам попадает гора бесчисленного количества партий, дублей и версий. То есть, Вы последний человек в этой цепочке. На Вас ложится ответственность за то, что в результате получится. Вы крайний. Вам принимать решения. И от Вас зависит - зазвучит или мимо пролетит. Поэтому на сведении Вы должны работать как скульптор, который от глыбы просто отсекает лишнее. Работаем не карандашом, а резинкой. Все, что не подчинено главной идее, концепции -  убираем нещадно. Партия может быть великолепной, эмоциональной, талантливо сыгранной, но не из этой песни, работает против концепции. Значит, убираем.

Карта эмоциональных состояний

EmotionMapДавайте посмотрим на этот рисунок. В горизонтальной плоскости я расположил пассивные эмоциональные состояния. влево негативные, вправо позитивные. По вертикали размещены активные эмоциональные состояния. Вверх позитивные, вниз негативные. На самом деле это не плоскость, а сфера, так как если долго находиться в состоянии блаженства, можно перейти в депрессию. В состоянии экстаза тоже долго находиться не стоит, можно перейти в ярость. Некоторые состояния захватывают большие области. Например грусть может быть негативной, а может быть позитивной. Ожидание тоже ведь не однозначно. То есть оттенков состояний гораздо больше, чем я смог разместить на этой карте. 

Музыка это эмоциональная сфера деятельности. Какой бы трек Вы не взяли, Вы всегда найдете ему место на этой карте. Песня может быть грустной, веселой, патриотичной, или вызывать скорбь. Но на самом деле все не так, все гораздо сложнее, особенно в современной музыке. Рассмотрим несколько примеров песен, которые знают все. Марк Бернес «Темная ночь». Какие эмоции вызывает эта песня? Нежность, трепет, Беспокойство, уверенность, тревога, скрытый страх- это далеко не полный перечень. Продолжите сами. Beatles «Yesterday». Печаль, грусть, боль, стремление вернуть былое счастье, надежда, нежность и т.д. То есть музыка не однозначна. В грустной песне полно любви и позитива, и наоборот. Чем больше состояний затрагивает трек, тем больший отклик найдет песня у разных людей. Один услышит грусть, другой блаженство и радость, третий вспомнит историю из детства. Чем более однозначна песня, тем меньше у нее шансов кому то понравиться. Искусство в принципе не однозначно. Когда Вы приступаете к сведению очень важно понять какие состояния Вы можете привнести в трек, большинство из них уже есть в треке, Ваша задача найти и усилить их. Для этого Вы очень детально должны продумать образ главного героя, его прошлое, будущее, Вам необходимо проработать его историю и в этом ключе мы возвращаемся к пяти вопросам, с которых мы начали.
Есть два подхода к написанию текста песни. Первый это история. Сонграйтер придумывает историю и в нескольких куплетах рассказывает. Городской романс 19 века написан именно по такому принципу. «Я ехала домой», «Степь да степь кругом»… Классический пример это «Миллион алых роз». Большинство классических рок композиций построены по этому принципу. В конце прошлого века стал доминировать другой принцип – ассоциативный. В этом случае у песни нет истории, текст пишется на ассоциациях. Такая песня у разных людей вызывает разные чувства. Если добавить к этому ритмику и звукопись получается нечто большее чем просто история. Еще один способ это противопоставление, когда трек работает на разрыв. Например веселая и позитивная музыка и ей противопоставляется чернушный, негативный текст. То есть исполнитель с юмором и легкостью рассказывает об ужасных вещах. Такие композиции очень не однозначны и захватывают огромное количество эмоциональных состояний и соответственно созвучны с более широкой аудиторией.

Как мы учимся сводить?

Так же, как и рисовать или лепить. Сначала ребенок, всей рукой захватив карандаш, рисует папу, маму и солнце так, как ему показала мама. Спустя 20 лет преподаватель в академии искуств предлагает написать ему пейзаж с натуры. Далее скопировать кисть великого мастера. Ключевое слово -  КОПИРОВАТЬ. То есть, мы учимся, изучая опыт великих мастеров. Сначала - это мама, позже - Сальвадор Дали или Битлз. Поэтому, следующий этап - это найти референсный трек. Трек, который похож по состоянию, темпу, набору инструментов и, главное - Вам нравится, как он звучит. Мне нравится, как звучит Френк Синатра, но не стоит его брать в качестве референса потому, что записан много лет назад и за это время многое изменилось. Ищите в двадцать первом веке. Не всегда легко найти референс, а, главное, правильно определиться. Если в референсе используется гитара и "живые" ударные, а у Вас все электронное, то приблизиться к нему практически невозможно. Почти все великие инженеры сведения пользуются этим. Но многие из именитых в качестве референса используют собственные удачные треки.

Вы закончили сведение и Вы восторге от того, что получилось. Возьмите референс и сравните. Как правило, эйфория пропадает. И это хорошо. Значит, референс тянет нас "за уши" вверх и не дает застаиваться. Это свет в конце туннеля. Идите за ним и все получится.

Во время сведения эти пять вопросов и референсный трек должны быть всегда в голове и под рукой. Это важно! Это даст Вам возможность сохранить первоначальную идею трека и не «убить» труд тех, кто работал до Вас.

Кратко:

1.Пять вопросов:

-Кто?

-Что?

-Кому?

-Чем?

-Как?

2. Найдите второй план композиции.

3. Работаем не карандашом, а резинкой.

4. Подберите референсный трэк.

5. Помните - Вы крайний.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

 

Комментарии   

-1 #6 Hikaru 30.05.2015 22:45
Очень хорошая статья.
Точно, глубоко и честно.

Библиотеку референс-треков рекомендую иметь всем. Это то, что подскажет, в каком направлении действовать, и даст волшебного пинка))

Много хороших треков испорчено плохим сведением.
Цитировать
0 #5 igortigr 30.03.2015 23:12
Со всем согласен на 100%. Классно описано.
Цитировать
0 #4 Игорь 06.03.2015 02:27
Спасибо.
Цитировать
0 #3 Сергей Лебедев 02.05.2014 12:55
Интересно! Никогда не занимался музыкой, а узнаю в этой статье себя ;-) Хм... пожалуй прочитаю всё на этом сайте.
Цитировать
+4 #2 Александр Цыплухин 13.09.2013 09:35
Спасибо за коммент. По компрессии и эквализации в инете очень много статей, поэтому не хотелось повторяться.
Цитировать
0 #1 Александр Краснов 08.09.2013 10:32
Александр, спасибо.
У Вас очень интересный и правильный подход к сведению, на мой взгляд. Хотя есть какие то спорные моменты... А почему Вы ничего не пишите о компрессии и эквализации? А где о приборах временной обработки?? Ни слова?
Цитировать

22 АПРЕЛЯ стартует ОНЛАЙН курс:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА

ЧТО ВЫ УЗНАЕТЕ:

✓ Построение пространства
✓ Динамическая обработка звука
✓ Эквализация инструментов на сведении
✓ Мастеринг

Куратор курса: Александр Цыплухин 

Хочешь научиться большему?

 

Запишись к нам на лучшую в Москве программу по Сведению, Мастерингу и Саунд дизайну.

Контакты

 

Адрес:

Москва,ул. Сущевский вал д. 9
(ст. м. Савеловская)
Бизнес Центр "КАСКАД МЕБЕЛЬ"

Из метро по переходу направо и еще раз направо. Далее по Сущевскому валу налево, второе здание от эстакады. Дальний подьезд, 9 этаж и два пролета вверх на крышу, и Вы в студии.

Phone:
+7(495) 505-2167

E-mail:
art@pro-sound.ru

 

Публикации