MSMS мастеринг


Мы уже разбирали основы мастеринга, постановку задачи и пути ее реализации. Теперь давайте разберем применение MS техники на мастеринге. Что такое Mid Side кодирование? Мы слушаем музыку в стерео, где есть левый и правый каналы. Сигналы которые присутствуют и в левом, и правом канале в равной громкости создают фантомный центр. От лева до права мы перемещаемся с помощью панорамирования, то есть через изменения громкости левого и правого каналов. Для того что бы получить канал MS нам нужно сложить каналы L и R. Для того что бы получить канал S нам нужна разница L и R:
L+R=M
L-R=S

 


Соответственно что бы вернуться в стерео надо совершить обратное действие:
M+S=(L+R)+(L-R)=2L
M-S=(L+R)-(L-R)=2R
Давайте рассмотрим цепь для MS мастеринга:MASTERING 3 11

Как мы видим весь мастеринг мы делаем отдельно для канлов M и S, но слушаем результат в стерео. MS техника на мастеринге имеет огромное количество преимуществ, особенно в аналоге. При обработке трека в стерео различие в параметрах аналогового оборудования не позволит Вам сделать обработку левого и правого канала абсолютно идентично. В MS обработка будет идентична, потому что мы не работаем с левым и правым каналом отдельно. При использовании MS техники за счет различной эквализации и компрессии каналов M и S мы по факту можем менять баланс инструментов, между голосом и гитарами например. Потому что голос всегда в канале М, а гитары очень часто в S. То же самое касается пэдов, эффектов и т. д. Широта стерео базы регулируется балансом между каналами М и S. Возможностей сделать трек лучше гораздо больше чем в обычном стерео. Но и опасностей испортить трек тоже на много больше. Не научившись делать мастеринг в стерео, не стоит браться за MS технику. Всегда надо помнить, что на мастеринге МЕНЯЯ ЧТО ТО ОДНО, ВЫ МЕНЯЕТЕ ВСЕ. При мастеринге пользуйтесь эпитетами: Мягче/жёстче, ярче/мутнее, звонче/искристей… Можете придумать свои эпитеты. Но суть в том, что они относятся ко всему треку, а не к отдельным инструментам.


Как контролировать себя, как понять разницу.... Стало лучше или хуже? Для этого на мастеринге у Вас должны быть под рукой три трека. Желательно синхронно загруженные в редактор, что бы Вы могли легко переключаться между ними. Это Original-mix, Reference и Mastered. Треки должны быть идеально сбалансированы между собой по субъективному восприятию громкости. Другими словами, они должны звучать одинаково по громкости. Это очень важный момент! Мы уже говорили, что тот трек, который звучит громче, тот и лучше. Если нет баланса, понять лучше или хуже Вы делаете, невозможно. Сравнивая их между собой, Вы будете понимать куда движетесь.
Что нужно понимать и что слушать? Нужно следить за теми пятью вопросами, которые мы задавали себе в самом начале. Ответы могут Вас сильно удивить. Например, после мастеринга трек стал звучать ближе к референсу, но более грубо, чем не мастеренный. Вывод, референс выбран не удачно. Или, трек звучит напористей, ясней и ярче чем оригинальный, но мутнее чем референс. Вывод, продолжаем работать в том же направлении. Точку, где остановиться Вы выбираете сами. Сравнивая между собой эти треки, Вы сможете определить вектор движения. Проще говоря, туда или не туда Вы движетесь.
Результат. Основной тезис мастеринг-инженера такой же как у врача: Не навреди. Поэтому когда работа подходит к концу, выровняйте субъективное восприятие громкости и сравните Orig-mix и Mastered-версию. Хорошо, если Вы можете сказать себе честно: «Стало лучше». Если нет, продолжаем работать.
Опытные мастеринг-инженеры часто обходятся без референса, опираясь на собственное видение и интуицию. Только в этом случае Вы сможете создать индивидуальный саунд. Тоже самое касается и сведения, да и вообще то любой творческой работы. Но чтоб научиться делать что то свое, сначала надо научиться копировать работы мастеров и овладеть различными техниками.
Мастеринг с использованием аналоговых приборов придает фонограмме особую четкость и ясность. Иногда достаточно одного эквалайзера и одного компрессора, что бы сделать хороший мастеринг. Но это должны быть отличные приборы. Часто на мастеринге используют MTP (Master Tape Machine). Лента, за счет перемагничивания, добавляет собственную, особую компрессию. Советую найти студию, где есть МТР и попробовать перегнать фонограмму через ленту, и самому послушать, что получается. Разные магнитофоны делают это по разному. Лента ¼ и ½ дюйма реагируют не одинаково. Но все же основное что нужно для мастеринга это пара тренированных ушей.
Трек после мастеринга

Кратко.

• Мастеринг – это дело пятнадцати минут, если знаешь что делать;
• Меняя что то одно, ты меняешь все;
• Громче, значит лучше.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

 

 

28 НОЯБРЯ стартует ОНЛАЙН курс:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА

ЧТО ВЫ УЗНАЕТЕ:

✓ Построение пространства
✓ Динамическая обработка звука
✓ Эквализация инструментов на сведении
✓ Мастеринг

Куратор курса: Александр Цыплухин 

Хочешь научиться большему?

 

Запишись к нам на лучшую в Москве программу по Сведению, Мастерингу и Саунд дизайну.

Контакты

 

Адрес:

Москва,ул. Сущевский вал д. 9
(ст. м. Савеловская)
Бизнес Центр "КАСКАД МЕБЕЛЬ"

Из метро по переходу направо и еще раз направо. Далее по Сущевскому валу налево, второе здание от эстакады. Дальний подьезд, 9 этаж и два пролета вверх на крышу, и Вы в студии.

Phone:
+7(495) 505-2167

E-mail:
art@pro-sound.ru

 

Публикации